Балтийская территориальная организация РПСМ
На главную Карта сайта Написать нам письмо Поиск по сайту
Главная
Об организации
Организационный отдел
Юридический отдел
Памятка морякам
Расписание
движения судов
Контакты

11.03.2013 Неработающая статья Кодекса.

Еще одним популярным вопросом, который задают нам моряки, является вопрос о страховании судовладельцем морских судов под российским флагом своих рисков перед членами экипажа. Так, в соответствии с ч.2 ст. 60 КТМ РФ судовладелец обязан страховать:

- заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию;
- жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

Указанные выше нормы законодательства, исходя из прямого и системного толкования, прямо указывают на необходимость судовладельцу иметь заключенный договор страхования членов экипажей судов, находящихся в штате общества, на случай причинения вреда жизни и здоровью при исполнении служебных обязанностей, а также на случай невыплаты членам экипажа заработной платы, расходов на репатриацию и прочих сумм. Законодательством не предусмотрено возможность страхователя не заключать их в отдельные периоды трудовых отношений.

Данное страхование является личным и обязательным. На практике это осуществляется путем заключения судовладельцем договоров обязательного страхования со страховыми организациями, имеющими лицензии на осуществление данного вида страхования. По договору обязательного страхования членов экипажа одна сторона (страховщик) обязуется выплатить взамен уплаченной другой стороной - страхователем (судовладельцем) страховой премии обусловленную страховую сумму, например, в случае причинения вреда жизни и (или) здоровью одному или нескольким членам экипажа при исполнении ими служебных обязанностей.

В силу прямого указания п. 1 ст. 927 ГК РФ данный договор - так как речь идет о личном страховании - является публичным, а обязанность судовладельца страховать жизнь и здоровье членов экипажа - императивной. Данная обязанность является дополнительной к страхованию от несчастных случаев на производстве.
Кроме всего прочего, наличие договора страхования членов экипажа на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей является одним из лицензионных требований.
Конкретный порядок и условия данного вида страхования предусматриваются положениями договора заключаемого между страховой компанией и судовладельцем.

Однако по информации, которую мы почерпнули из общения с представителями государственных органов, ведающих вопросами морского транспорта, – мониторинг соблюдения данной нормы закона судовладельцами ни кем не проводился и не проводится, а исходя из личных наблюдений, можем дополнить, что подавляющим большинством российских судовладельцев данное предписание закона не выполняется, как минимум, в части страхования рисков в отношении заработной платы, расходов на репатриацию, а также других причитающихся членам экипажа судна сумм.

Таким образом, указанная статья КТМ РФ фактически не работает. На наш взгляд, это происходит из-за отсутствия правового механизма, контролирующего судовладельца в этом вопросе и обязывающего заключать упомянутые договора страхования.

Мы полагаем, что выполнение этой нормы закона судовладельцами позволит избежать им арестов судов, которые осуществляются судебными органами, в порядке обеспечения морских требований членов экипажей, и связанных с этим убытков.

Отметим, что Российский профессиональный союз моряков постоянно поднимает данный вопрос при общении с компетентными государственными органами, и мы надеемся, что в ближайшем будущем чиновники найдут способ заставить всех, без исключения, судовладельцев судов под российским флагом, выполнить соответствующее требование закона и обеспечить социально-трудовые права моряков.

Возврат к списку новостей
 
 
г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, дом 10, корпус 2, тел: (812) 2511807 факс: (812) 5727004 e-mail: bro@sp.ru
Почтовый адрес: БТО РПСМ, а/я 8, Санкт-Петербург, 198035
© БТО РПСМ 2007-2015
Права и условия
Сделано в Вэб-Плас

Equasis