Балтийская территориальная организация РПСМ
На главную Карта сайта Написать нам письмо Поиск по сайту
Главная
Об организации
Организационный отдел
Юридический отдел
Памятка морякам
Расписание
движения судов
Контакты

14.01.2013 ПРОСТО О СЛОЖНОМ

В 1896 г. европейские профсоюзы моряков и докеров создали Международную федерацию транспортных рабочих (ITF), чтобы вместе противостоять штрейк-брехерам - всем тем, кто сводил на нет усилия рабочих по организации забастовок и стачек для защиты своих прав. Пока одни бастовали, другие работали вместо них, порой за сущие гроши, а работодатель лишь довольно потирал руки.
Тогда никто не мог предположить, что со временем к морякам и докерам примкнут профсоюзы железнодорожников, работников грузового и пассажирского транспорта, внутреннего водного транспорта, другие профсоюзы. Сегодня ITF объединяет в общей сложности 779 профсоюзов из 155 стран!
А это более 4,5 млн. человек, работающих на транспорте, чьи интересы и права отстаиваются на международном уровне, в том числе посредством кампаний солидарности, проводимых ITF по всему миру. Одна из них, объявленная на XX Конгрессе ITF, проходившем в Осло в июле 1948 года, получила весьма громкое название - «ITF Campaign Against Flags of Convenience» (кампания ITF против удобных флагов - FOC) и изначально подразумевала борьбу моряков и докеров за возвращение под национальный флаг судов, зарегистрированных в оффшорах. Другими словами, ITF стала добиваться того, чтобы страна флага судна не отличалась от страны владельца парохода.
Собственно говоря, что плохого в удобных флагах? Порой, ими откровенно торгуют, и что потом творится на судне, на котором действует законодательство страны удобного флага, продавца не волнует. Низкая заработная плата, брошенные экипажи - вот далеко не полный перечень «достоинств», которые присущи некоторым судам FOC .
Со временем политика ITF в отношении судов под удобным флагом меняется, хотя их количество не уменьшается. Это все равно, что сражаться с ветряными мельницами. На судах под «удобным» флагом стали размещать коллективные договоры, одобренные ITF (ITF-approved agreements), чтобы члены экипажа имели гарантированную правовую защиту, отвечающую общепринятым международным стандартам в части заработной платы, компенсаций, условий труда.

РПСМ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ITF С 1993 ГОДА (AFFILIATED WITH ITF).

Многие добросовестные судовладельцы ничего не имеют против такого подхода. Достаточно сказать, что сейчас четверть всех судов под удобным флагом работает по коллективным договорам, одобренным ITF. Значит, около 123 тыс. моряков с таких пароходов, независимо от своей национальной принадлежности, могут спокойно трудиться в море. Если у них возникают проблемы, они всегда могут рассчитывать на помощь инспекторов ITF.
Стоит отметить, что инспекторы ITF номинируются для такой работы морскими национальными профсоюзами, входящими в ITF. Если говорить о России, то в середине 90-х годов первыми инспекторами ITF были: Александр Агеев (Российский профсоюз моряков), Петр Осичанский (Профсоюз работников водного транспорта), Виктор Соловьев (Российский профсоюз докеров).

СПИСОК СТРАН УДОБНОГО ФЛАГА ОПРЕДЕЛЯЕТ ITF. НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ИХ 34: СРЕДИ ТАКИХ МОНСТРОВ, КАК БАГАМЫ, ЛИБЕРИЯ, ЕСТЬ И «ПТИЦЫ МЕЛКОГО ПОЛЕТА» - МОЛДОВА, ГРУЗИЯ, КАМБОДЖА.

Сейчас инспекторат МФТ в России номинирован только от Российского профсоюза моряков, что, несомненно, говорит о признании и силе РПСМ на международном уровне: Петр Осичанский (Владивосток), Кирилл Павлов (Санкт-Петербург), Вадим Мамонтов (Калининград), Ольга Ананьина (Новороссийск) и Сергей Фишов (Санкт-Петербург), который координирует работу всех инспекторов ITF в России и является координатором ITF (ITF Coordinator).
В своей работе инспекторы ITF опираются на национальные профсоюзы и действуют в рамках действующего законодательства своей страны. А оно, как известно, везде со своими особенностями. До недавнего времени в России моряку было проблематично подать иск по месту нахождения судна, даже в случае невыплаты ему зарплаты. Суды, как правило, отказывали члену экипажа и отправляли его по месту нахождения судовладельца или в страну флага парохода решать возникшие на борту проблемы. Но РПСМ добился внесения необходимых изменений в национальное законодательство (на это ушло почти 10 лет). Теперь в России моряки могут подавать иски по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна. Кроме того, РПСМ дошел до Президента России (на тот момент Дмитрия Медведева) по вопросу прохода на территорию порта: представители профсоюза получили возможность беспрепятственно и бесплатно проходить в порт для встреч с членами профсоюза.
Стоит особо отметить ежегодные Недели действий МФТ, когда волонтеры из числа плавсостава и докеров, моряки - члены профсоюза вместе с инспекторами ITF участвуют в портах в проверках судов под удобным флагом. В результате такой совместной работы на многих пароходах размещаются коллективные договоры, одобренные ITF; решаются проблемы моряков как по выплате задолженности по зарплате, так и по улучшению условий их труда, проживания на борту.
Инспекторов МФТ в России, в каком-то смысле, можно назвать самыми настоящими миллионерами. С 2008 по 2011 гг. они вернули морякам немало денег, которые им задолжали недобросовестные судовладельцы. Сумма получается весьма внушительная: 10 млн. 341 тыс. 725 долларов. За это время было проинспектировано 1644 судна и подписано 159 договоров. Отдельных слов заслуживает, конечно же, Ольга Ананьина, которая стала инспектором только в 2009 году, но уже смогла помочь многим морякам и вернуть 1 млн. 300 тыс. долларов!
Работа инспекторов ITF широко освещается морскими членскими организациями ITF. На сайте РПСМ (www.sur.ru ) и журнале «Морской профсоюзный вестник» можно ознакомиться с самыми последними новостями, касающимися их деятельности; узнать контактные данные.

В 1971 Г. ITF ПРИСТУПИЛА К СОЗДАНИЮ СЕТИ ИНСПЕКТОРОВ ITF В ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ ПРАВ МОРЯКОВ (ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЧЛЕНОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОФСОЮЗОВ, ВХОДЯЩИХ В ITF) НА СУДАХ ПОД УДОБНЫМ ФЛАГОМ, А ТАКЖЕ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ, СОБЛЮДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРИЗНАННЫХ НОРМ. СЕГОДНЯ СЕТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ БОЛЕЕ 130 ИНСПЕКТОРОВ ITF И ПОКРЫВАЕТ КРУПНЫЕ ПОРТЫ ПОЧТИ ПО ВСЕМУ МИРУ, В ТОМ ЧИСЛЕ И РОССИЙСКИЕ.

К вашему сведению, инспекторы ITF работают практически 24 часа в сутки: телефон никогда не отключают и всегда остаются на связи с моряками.
Стоит отметить сайты ITF, где также можно получить интересующую информацию, в том числе и на русском языке: http://www.itfglobal.org/, http://www.itfseafarers.org/
Кроме того, МФТ издает журнал «Seafarers' Bulletin», включая русскоязычную версию, и буклет «Message to Seafarers» (с контактными данными всех инспекторов МФТ), которые распространяются бесплатно через сеть инспекторов ITF. Эти издания также представлены в электронном виде на www.itfglobal.org .

Возврат к списку новостей
 
 
г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, дом 10, корпус 2, тел: (812) 2511807 факс: (812) 5727004 e-mail: bro@sp.ru
Почтовый адрес: БТО РПСМ, а/я 8, Санкт-Петербург, 198035
© БТО РПСМ 2007-2015
Права и условия
Сделано в Вэб-Плас

Equasis