Балтийская территориальная организация РПСМ
На главную Карта сайта Написать нам письмо Поиск по сайту
Главная
Об организации
Организационный отдел
Юридический отдел
Памятка морякам
Расписание
движения судов
Контакты

09.01.2013 ПРОСТО О СЛОЖНОМ

Опять в моряцкой среде пошли разговоры относительно коллективных договоров. Может ли профсоюз пользоваться колдоговором, не одобренном ITF? Кто должен следить за соблюдением колдоговора? Как он заключается? На эти и другие вопросы мы решили дать разъяснения. Итак, поехали!

Колдоговор - это мини-трудовой кодекс и заключается для экипажей судов, работающих под «удобным» флагом.
Национальный профсоюз, входящий в Международную федерацию транспортных рабочих, имеет право заключать от ее имени коллективные договоры. Как на одно судно, так и на несколько судов, или на флот, принадлежащий определенной компании. Текст коллективного договора и рамочные (обязательные) требования согласовываются с ITF. Согласованный колдоговор и носит название Approved Agreement.

МОЖЕТ ПРОФСОЮЗ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОЛЛЕКТИВНЫМ ДОГОВОРОМ, НЕ ОДОБРЕННЫМ В ITF?

Нет. В этом и заключается сила и особенность ITF договоров. Если профсоюз вступил в ITF, то будь любезен - соблюдай все действующие в нем правила. За неисполнение политики ITF профсоюз лишают права пользоваться их договорами. Например, Профсоюз работников водного транспорта России - его членство приостановлено было еще в 1998 году, а они до сих пор продолжают нарушать политику ITF. Последний вопиющий случай - т/х «Sea Star-I» в Находке (зарплата матроса - 1000 долларов, страховка - 20000). Видимо, еще не скоро увидим мы этот профсоюз среди членов МФТ.

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В КОЛДОГОВОР?
Минимальная зарплата (за основу берется зарплата матроса АВ), размер страховки по случаю утраты трудоспособности или потери жизни. Количество выходных дней, количество сверхурочных часов, продолжительность рейса.

А КОЛИЧЕСТВО ЭКИПАЖА ВХОДИТ В ЧИСЛО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРИОРИТЕТА?
За этим следит портовый контроль и администрация флага. Мы же требуем, чтобы не было превышения продолжительности рабочего времени в течение дня, недели, а также необходимое время для восстановления сил после вахты.

КТО ДОЛЖЕН СЛЕДИТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОЛДОГОВОРА?
Представитель профсоюза, который подписал конкретный договор, и/или инспектор ITF.

А ЕДА?
Бывают, что капитаны «крысятничают»... К сожалению, такие случаи не редки, но текст колдоговора, как правило, не включает фиксированную сумму. Вы должны получать достаточное количество еды, чтобы иметь возможность выполнять свои обязанности. Как правило, это сумма от 7 долларов и выше. Но голодать вам никто не позволит.

КТО ТАКОЙ ИНСПЕКТОР ITF И КАКОВЫ ЕГО ПРАВА?
Инспектор ITF - это обязательно представитель конкретного национального профсоюза (члена ITF) от морского профсоюза или от докеров, но не от железнодорожников или авто/авиа профсоюзов. Тут не Министерство транспорта.
Более того, в своей работе он полагается только на национальные профсоюзы и законодательство. Вот почему, например, судовладельцы как огня боятся инспекторов скандинавских стран, где на стороне профсоюза закон и профсоюзная солидарность (т.е. докеры по просьбе профсоюза моряков в любой момент могут подставить свое крепкое плечо, вплоть до приостановки работы по грузовым операциям).

А КАК ЖЕ В РОССИИ?
В России все как везде - инспектора от Российского профсоюза моряков, основные методы работы: убеждения, судебное преследование или забастовки моряков (при поддержке национального профсоюза) или докеров.
Бывают и случаи ареста судов по искам членов экипажа, бывают преграды со стороны санитарных властей, Регистра или миграционной службы.
Случались и забастовки солидарности, правда, короткие, во время обеденного перерыва или перекура.

КАК ЗАКЛЮЧАЮТСЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРА, ОДОБРЕННЫЕ ITF?
Ну, тут ничего нового - все зависит от типа коллективного договора. И тут немного истории.
С появлением удобных флагов ITF начала борьбу с ними путем вынуждения подписания договоров, именуемых Стандартными договорами. А под стандартными понимались ставки скандинавских стран. Поэтому и количество договоров вначале FOC (постоянно действующей кампании против удобных флагов) было незначительно и добивались только после блокады судна, забастовок и т.п. То есть цель была одна - заставить - принудить судовладельца вернуться под свой национальный флаг (где были трудовые законы, минимальные зарплаты и т.п.).
В семидесятые годы ITF пересмотрела свою политику в отношении стран удобного флага, так как количество судов удобного флага не уменьшалось, а только увеличивалось. Например, в разы сократили торговый флот США, Германия, Франция, Италия; появился флот Белиза, Багамских островов и даже островов Кука или Монголии и т.д.
ITF установила так называемый ТСС (TOTAL CREW COAST AGREEMENT), где ставки были ниже, чем для стандартного договора около 40-45 процентов. Такие договора заключались, как правило, с добровольного согласия судовладельцев, но под жестким контролем ITF, и в этом договоре все было основательно и конкретно. Более 15% судов под удобным флагом несли этот договор. Но заключались они тоже, как правило, после серьезного давления со стороны профсоюзов - членов ITF.
Плюсом здесь было то, что судовладельцы, использующие ТСС договора, имели льготы при страховках и были более привлекательны для грузоотправителей. Более того, некоторые чартеры имели и до сих пор имеют оговорку, что судовладельцы должны иметь на борту действующий ТСС. В самом деле, зачем фрахтователю проблемы с командой или докерами. Так и жили судовладельцы с профсоюзами, любви особой не было, но и жизнь стала более спокойной. Опять же круинговые компании считали за честь при наборе экипажа на судно подчеркнуть, что зарплата по ставкам ITF.
Но и этого мало было для увеличения количества коллективных договоров. Так, в 2007 году появился новый колдоговор под названием «IBF договор». Судовладельцы объединились в свой «профсоюз», именуемый IMEC (Международный союз работодателей), предложил ITF выработать новые подходы к составлению и заключению колдоговоров, одобренных МФТ (более гибкую заработную плату, соотношение между зарплатами комсостава и рядовых, учесть расходы судовладельцев на подготовку моряка, оплата тренинга, социальные расходы и т.п.). Годы шли упорные переговоры, в 2009 году нашли взаимоприемлемое решение. Был подготовлен Рамочный (модельный) договор, более детализированный, уже на национальном уровне (путем переговоров национальных профсоюзов и работодателей). В России этим договором пользуются крупнейшие компании - «Unicom», «Fesco», «Palmaly», «Novoship», «INOK», не закрыт путь и для небольших компаний.
Срок действия этих договоров - 3 года (каждый год оговорен размер увеличения зарплаты). Так что и судовладельцу хорошо, планируй свою работу, и профсоюзу неплохо. Однако нужно отметить, что все-таки этот договор содержит лишь минимальные требования (так захотели восточные профсоюзы, поскольку у них ниже уровень требований для зарплат моряков).
На практике судовладельцы добавляют свои бонусы, т.е. реальные зарплаты, как правило, выше.
Помимо этих договоров, ITF согласовало договоры некоторых профсоюзов, например, Норвежский, так как они максимально приближены к требованиям ITF.

ГДЕ МОЖНО УВИДЕТЬ ШКАЛУ ЗАРПЛАТ И ДРУГИЕ БОЛЕЕ КОНКРЕТНЫЕ ВЕЩИ?
В круинговой компании при заключении индивидуального контракта и на судне. Мальта, например, требует, чтобы копия договора висела у трапа!!!

Возврат к списку новостей
 
 
г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, дом 10, корпус 2, тел: (812) 2511807 факс: (812) 5727004 e-mail: bro@sp.ru
Почтовый адрес: БТО РПСМ, а/я 8, Санкт-Петербург, 198035
© БТО РПСМ 2007-2015
Права и условия
Сделано в Вэб-Плас

Equasis